Фортепиано

Педагогический работник Аскерханова Умият Абдулаевна.
Педагогический работник
Аскерханова Умият Абдулаевна

Содержание дополнительной образовательной программ

Педагогические задачи:

?освоение нотной грамоты;

?развитие у детей навыков чтения нот с листа;

?обучение подбору мелодий по слуху;

?формирование у ребенка естественных и целесообразных приемов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры.

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во

занятий

Время

занятий

Знакомство с инструментом.

Знакомство с ребенком, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения

для рук.

6

Нотная грамота. Знакомство с нотами на клавиатуре. Игровые методы обучения.

Ключи

Знакомство с нотными ключами- скрипичный ключ. Басовый ключ

2

1

Динамические оттенки

Пиано. Форте.

4

2

Ноты

Знакомство с октавами. Осязание черных клавиш. Белые клавиши.

Скрипичный ключ.

4

2

Клавиатура

Знакомство с октавами.

4

2

Первые аппликатурные

навыки

Обучение через игры, напр. «Волшебная коробочка»

4

      2

Знакомство с нотным

станом

Игра с «разноцветными нотами»

4

2

Знакомство с нотоносцем

Игра «Магазинчик»

4

2

Длительность нот

Игра в «карты-ритмы». Ноты с точками. Соотношение нотных

длительностей. Кабалевский «Маленькая полька», укр.н.п. «Журавль»

4

2

Паузы

Сказка «Кот и мыши». Гнесина «Этюд» №5, р.н.п. «Зайка»

4

2

Ритмо- стиховое

Узнавание песни, изображенной на карточках нотами одной высоты.

4

2

воспитание

Р.н.м. «Коровушка», Красев «Журавль», Александров «А кто у нас умный», р.н.п. «Веселые гуси», «Во саду ли…»

Знакомство с разными музыкальными ритмами. Р.н.п. «Во поле

береза», Тиличеева «Вальс», Кабалевский «Марш». Марш (двудольный размер), вальс, менуэт (трехдольный)

Знаки альтерации

Песенки-загадки про знаки альтерации. Диез. Бекар. Бемоль. Тиличеева «Полька», Витлин «Киска»

4

2

Звукоряд

До мажор

3

 1ч30мин

Интервалы

Чистая прима, большая секунда, большая терция, большая септима, чистая октава, чистая кварта, большая секста, малая секста

Ломов «Зайка», р.н.м. «Дождик», «В лесу родилась елочка»,

«Кукушка», Лядова «Грустная песенка»,

3

1ч30мин

Музыкальные диктанты

Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное

восприятие

3

1ч30мин

Трезвучия

Учить детей различать разницу между интервалом и аккордом

3

1ч30мин

Лад

Функции лада- мажор, минор. Р.н.п. «Тень-тень», «Укр.народная

песня»

4

Малыш за роялем

Игра на фортепиано. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как

под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка»

8

Итого:

72

      36 ч

Программа занятий

Дополнительная образовательная программа Обучение игре на музыкальных инструментах ФОРТЕПИАНО

для детей от 5-ти до 7 лет программа рассчитана на 1 год обучения

Пояснительная записка

Музыка  –   прекрасная  и   безграничная  область  человеческой   культуры.  В последние   годы   объем   музыкальной  информации   необычайно   возрос.   Ребенок ежедневно получает ее в детском саду и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и домашних проигрывателей, магнитофонов. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление. Видится необходимым с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его

высокие проявления.

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально- гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки –выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.

Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.

В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы

способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.

Образовательная программа “Фортепиано” имеет художественно-

эстетическую направленность и является авторской. Программа “Фортепиано” имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:

? общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие обще музыкальных и творческих задатков детей;

? создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

? создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия;

Актуальность  программы  обусловлена  целью   современного  образования,  которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка.

Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.

Задачи:

образовательные:

? обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанирования);

? обучение основам музыкальной грамоты;

? формирование технических навыков игры на фортепиано. развивающие:

? развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);

? развитие мышления, воображения, восприятия;

?     физическое   развитие   (двигательные   навыки,   координация  движения,   осанка, выносливость).

воспитательные:

? воспитание интереса к музыкальному искусству;

?     воспитание   черт    характера  (трудолюбие,   усидчивость,   целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);

?     воспитание    музыкального   вкуса,    самостоятельности   суждений,    личностной активности.

Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач детского сада в условиях модернизации системы образования.

Возраст   детей,    участвующих   в    реализации   дополнительной   образовательной программы: 5–7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Формы и режим занятий - индивидуальный.

Занятия проводятся один раза в неделю по 30 минут

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:

?индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений;

?выступление на утренниках;

? участие детей в конкурсах, фестивалях.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie