Фортепиано


Содержание дополнительной образовательной программ
Педагогические задачи:
?освоение нотной грамоты;
?развитие у детей навыков чтения нот с листа;
?обучение подбору мелодий по слуху;
?формирование у ребенка естественных и целесообразных приемов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры.
Тема занятия |
Содержание занятия |
Кол-во занятий |
Время занятий |
Знакомство с инструментом. |
Знакомство с ребенком, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук. |
6 |
3ч |
Нотная грамота. Знакомство с нотами на клавиатуре. Игровые методы обучения. |
|||
Ключи |
Знакомство с нотными ключами- скрипичный ключ. Басовый ключ |
2 |
1 |
Динамические оттенки |
Пиано. Форте. |
4 |
2 |
Ноты |
Знакомство с октавами. Осязание черных клавиш. Белые клавиши. Скрипичный ключ. |
4 |
2 |
Клавиатура |
Знакомство с октавами. |
4 |
2 |
Первые аппликатурные навыки |
Обучение через игры, напр. «Волшебная коробочка» |
4 |
2 |
Знакомство с нотным станом |
Игра с «разноцветными нотами» |
4 |
2 |
Знакомство с нотоносцем |
Игра «Магазинчик» |
4 |
2 |
Длительность нот |
Игра в «карты-ритмы». Ноты с точками. Соотношение нотных длительностей. Кабалевский «Маленькая полька», укр.н.п. «Журавль» |
4 |
2 |
Паузы |
Сказка «Кот и мыши». Гнесина «Этюд» №5, р.н.п. «Зайка» |
4 |
2 |
Ритмо- стиховое |
Узнавание песни, изображенной на карточках нотами одной высоты. |
4 |
2 |
воспитание |
Р.н.м. «Коровушка», Красев «Журавль», Александров «А кто у нас умный», р.н.п. «Веселые гуси», «Во саду ли…» Знакомство с разными музыкальными ритмами. Р.н.п. «Во поле береза», Тиличеева «Вальс», Кабалевский «Марш». Марш (двудольный размер), вальс, менуэт (трехдольный) |
||
Знаки альтерации |
Песенки-загадки про знаки альтерации. Диез. Бекар. Бемоль. Тиличеева «Полька», Витлин «Киска» |
4 |
2 |
Звукоряд |
До мажор |
3 |
1ч30мин |
Интервалы |
Чистая прима, большая секунда, большая терция, большая септима, чистая октава, чистая кварта, большая секста, малая секста Ломов «Зайка», р.н.м. «Дождик», «В лесу родилась елочка», «Кукушка», Лядова «Грустная песенка», |
3 |
1ч30мин |
Музыкальные диктанты |
Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие |
3 |
1ч30мин |
Трезвучия |
Учить детей различать разницу между интервалом и аккордом |
3 |
1ч30мин |
Лад |
Функции лада- мажор, минор. Р.н.п. «Тень-тень», «Укр.народная песня» |
4 |
2ч |
Малыш за роялем |
Игра на фортепиано. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка» |
8 |
4ч |
Итого: |
72 |
36 ч |
Программа занятий
Дополнительная образовательная программа Обучение игре на музыкальных инструментах ФОРТЕПИАНО
для детей от 5-ти до 7 лет программа рассчитана на 1 год обучения
Пояснительная записка
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает ее в детском саду и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и домашних проигрывателей, магнитофонов. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление. Видится необходимым с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его
высокие проявления.
Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально- гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки –выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.
Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.
В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы
способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.
Образовательная программа “Фортепиано” имеет художественно-
эстетическую направленность и является авторской. Программа “Фортепиано” имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:
? общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие обще музыкальных и творческих задатков детей;
? создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
? создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия;
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка.
Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.
Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи:
образовательные:
? обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанирования);
? обучение основам музыкальной грамоты;
? формирование технических навыков игры на фортепиано. развивающие:
? развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
? развитие мышления, воображения, восприятия;
? физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).
воспитательные:
? воспитание интереса к музыкальному искусству;
? воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
? воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.
Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач детского сада в условиях модернизации системы образования.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5–7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Формы и режим занятий - индивидуальный.
Занятия проводятся один раза в неделю по 30 минут
Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:
?индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений;
?выступление на утренниках;
? участие детей в конкурсах, фестивалях.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника